Здравствуйте! Простите, м.б. подскажите, как служить вечерню в пяток вечера, если не совершается Литургия Преждеосвященных Даров? На «господи воззвах» Вы говорили, где взять стихиры, а стиховны откуда можно заимствовать?
Здравствуйте, Людмила.
Устав в таком случае дает следующие указания: «Аще ли несть преждесвященныя:…На стиховне самогласен Триоди, дважды [писан на Господи воззвах…], и мучениченъ по гласу его от Октоиха. Припевы же глаголем обычныя: Къ Тебе возведохъ…».
Следовательно, самогласен Триоди, далее с Октоиха (субботы) этого гласа берем мученичен (обычно с хвалитных стихир).
Здравствуйте, Леонид. В Уставе ничего не говорится о цвете облачений. По традиции оно должно быть фиолетовым или темно-бордовым, так как праздники в честь Господа выше Богородичных.
Простите, Людмила, не внимательно прочитал вопрос. Ответ был дан для среды.
В пятницу первые три стихиры берутся мученикам с «Господи воззвах» Октоиха. Богородичен – догматик настоящего гласа.
Доброй ночи! Подскажите, просьба, о чтении на повечерии тропарей и кондаков в наступивший подготовительный период к Великому Посту. Читаются обычным порядком или кондак текущей подготовительной недели вместо тропарей?
Добрый день! Подскажите, пожалуйста, как правильно поступить. Хотим причастить младенца, но переживаю, что всю службу он не сможет спокойно себя вести. Божией Вам помощи!
Добрый день, Наталья!
К сожалению, Вы не указали возраст ребенка, поэтому отвечу в общих чертах.
С младенцем до трех лет разрешается приходить непосредственно к причастию. О времени совершения Таинства нужно узнать в храме, где Вы хотите причастить ребенка.
Детей постарше необходимо постепенно приучать к молитве в храме. К причастию следует приходить заранее, в зависимости от того, как долго ребенок может побыть на литургии и не мешать богослужению. Если он шумит и причиняет беспокойство молящимся в храме, нужно выйти в притвор или на улицу, пока он не успокоится.
К семи годам ребенок должен присутствовать на всей литургии, исповедоваться и причащаться самостоятельно.
Здравствуйте, Людмила!
Такой службы в богослужебных книгах и у меня нет. Ее можно заказать лишь в интернет магазине. Например, здесь: http://www.kifaspb.ru/book/3207
Как правильно поступить со священником, который распоряжается общей церковной кассой в своих личных корыстных целях, обижает многодетные семьи, способствует врунам и преступникам и высокомерит. И куда идти женщине с детьми, которую притесняют в сговоре такие священнослужители, если церковь одна поблизости?
Здравствуйте, Наталья!
Если все, что вы пишите, правда и это происходит на вашем приходе, то следует обратиться к правящему архиерею. Он Вас выслушает и примет меры. Часы приема, телефон и всю остальную информацию Вы можете узнать на сайте вашей епархии.
Здравствуйте! Подскажите пожалуйста, купила книжечку «Последование панихиды», а в ней есть все возгласы диакона на ектениях. Можно ли мирянину все возгласы как есть произносить или надо изменять как-то в конце. Например: О оставлении согрешений, во блаженней памяти преставльшихся, Господи помилуй! Самое главное, как можно в богослужебной практике для мирян. Спаси Вас Господи за сайт!
Здравствуйте, Христина!
При пении панихиды дома тексты предназначенные для священника и дьякона мирянами не читаются. Они заменяются другими молитвословиями.
Например:
1. Вместо возгласа «Благословен Бог наш…», произносится «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас. Аминь».
2. Вместо ектении «Миром Господу помолимся», произносится 12 раз Господи помилуй. Слава и ныне.
3. Вместо ектении «Паки и паки миром Господу помолимся» и молитвы «Боже духов, и всякой плоти…», следует проезнести 40 раз Господи помилуй и читать молитву «Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго, преставльшыяся рабы Твоя ( или: раба Твоего (имя), или: рабу Твою (имя), и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи и потребляяй неправды, ослаби, остави, прости…».
4. Также читается и после тропарей «Со духи праведных скончавшихся…», вместо ектении «Помилуй нас Боже, по велицей милости Твоей…».
Окончание панихиды.
«Честнейшую Херувим, и Славнейшую без сравнения Серафим…».
Слава, и ныне.
Господи, помилуй, трижды. Господи, благослови.
И отпуст:
«Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матери, преподобных и богоносных отец наших и всех святых, помилуй и упокой душы усопшых раб Твоих (имена), ( или: душу усопшаго раба Твоего (имя), или: душу усопшей рабы Твоея (имя),в безконечныя веки, яко Благ и Человеколюбец. Аминь».
Далее произносим, также меняя текст в зависимости за кого молимся ( за многих, или за одного(одну):
«Рабом Божиим преставльшимся, имже и поминание творим, и всем православным христианом, вечная память». Трижды.
Спасибо большое за сайт!! Великое дело делаете, доброе! А то у регента, которая вызывалась учить регентскому делу, с искажением и злобой отвечает , когда спрашиваешь по нескольку раз. А у вас все понятно и с добротой! Храни Вас Бог.
Добрый день, подскажите пожалуйста. На полиелейных службах часто читается канон Богородице. Мы часто берем из канона молебного Пресвятой Богородице. Или Из службы Борису и Глебу, там в минее есть канон Богородице. А как правильно?
Здравствуйте, Татьяна!
У святых, имеющих полиелей, канон Богородицы иногда находится в Минее в составе службы (на ряду), в таком случае поется этот канон. Если его в службе нет, то он заимствуется из Часослова (Молебный канон, глас 8-й: «Воду прошед…»)или же из дополнительной части Октоиха (Канон молебный ко Пресвятой Богородице изрядный, глас 8-й: «Колесницегонителя фараона…»).
На воскресной службе 3,4,5 седмиц по Пасхе поют стихиры Пасхи на стиховне.После воскресной стихиры стих :Да воскреснет Бог..»канонарится или поет все сам хор как в сам праздник Пасхи?
Христос Воскресе! Скажите пожалуйста, правильно ли мы поем во время причастия прихожан на клиросе- Христос Воскресе, во всю Светлую седмицу и продолжаем петь также до отдания. Или петь только в Светлую седмицу, а потом — тело Христово. В богослужебных указаниях об этом ничего не написано. Может это традиция? И как правильно? Спасибо заранее за ответ. С уважением, Татьяна.
Воистину воскресе Христос!
Устав не дает никаких указаний на пение тропаря Пасхи во время причащения мирян ни в сам праздник, ни после. «Христос воскресе…» (единожды) поется лишь вместо «Благословен Грядый во имя Господне…» и «Видехом Свет Истинный…», до причащения и по завершении его. Об этом говорят и богослужебные указания. Следовательно, пение тропаря является традицией.
Здравствуйте, команда сайта Псаломщик! Мой вопрос не касается ведения псаломщиков, но имеет отношение к Пасхальному богослужению. Подскажите пожалуйста, во время пения канона Пасхи на Светлой седмице, на каких песнях совершается каждение согласно устава?
Здравствуйте!
Устав не дает никаких особых указаний о каждении на каноне в течении Светлой седмицы. Если не брать во внимании традиций, то оно должно совершаться только на 9-й песне.
Добрый день! Два вопроса по сегодняшней службе. Блаженны по скору, прибавляется ли Помяни нас… к каждому стиху? И конец изобразительных после поклонов сразу молитва «Всесвятая Троице» или Трисвятое? Спаси Господи за ваши труды!
Добрый день, Павел!
Ответ на Ваш вопрос можно посмотреть в Типиконе, выдержку привожу ниже со своим комментарием.
«В пяток 2-я седмицы вечера,
Стихословим кафисму, Ко Господу внегда скорбети ми: И по коемждо антифоне, творит иерей ектению малую. И поем Господи воззвах, во глас самогласна триоди. И прочая служба вечера, и литургии преждесвященныя, якоже изъявися в среду и пяток мимошедшия седмицы.
[Зри] Аще ли не будет преждесвященныя, по обычной кафисме, поем Господи воззвах, во глас октоиха, и стихиры на 6: мученичны гласа три: и минеи святаго подобны 3. Слава, святаго, аще есть: Аще ли ни, Слава, мертвен дамаскиновых октоиха. И ныне, богородичен 1-й гласа. На стиховне триоди самогласен дне, дважды*: и мученичен, в тойже глас: писаны на Господи воззвах. Слава, и ныне, богородичен, в тойже глас. Ныне отпущаеши: Трисвятое. Тропарь: Апостоли, мученцы и пророцы: Слава, Помяни Господи: И ныне, богородичен, Мати святая: Таже, ектениа: Помилуй нас Боже: и поклоны 3 великия, и молитва: Всесвятая Троице: Буди имя Господне: и псалом, Благословлю Господа: и отпуст».
* Этот самогласен берется из Триоди с «Господи воззвах».
Добрый день! Подскажите пожалуйста, служба Предтечи по указаниям начинается с великого повечерия, не правильно ли было бы начинать с вечерней, но без литургия если накануне литургия не служилась. Спаси Господи!
Здравствуйте, Павел!
По указаниям служба Предтечи начинается, как и положено с вечерни. Просто порядок ее совершения с Литургией Преждеосвященных Даров приведен накануне в среду. Устав не запрещает совершать вечерню отдельно от Литургии, если по каким либо причинам она не служится.
Здравствуйте, Павел!
Начнем с того, что в Уставе ничего подобного нет. Поэтому, чтобы ничего не выдумывать своего, остается только прибегнуть к документу принятому на заседании Священного Синода 30 мая 2019 года — «Пассия как элемент богослужения Русской Православной Церкви». В приложении к данному документу находим порядок совершение пассии с акафистом в составе вечерни и убираем все те элементы богослужения, которые не касаются пения акафиста.
Ссылка на этот документ: http://www.patriarchia.ru/db/text/5444790.html
Здравствуйте. Подскажите , пожалуйста,по уставу великопостный напев ( ектении, слава и ныне по кафизме и т. д)в пятницу вечером (не на вечерни , а именно вечером) отменяется?
Здравствуйте, Инна!
С вечера пятницы начиная с великого повечерия, утрени и т.д. и до вечерни в воскресение (до «Сподоби Господи») великопостный напев отменяется.
Добрый день! В указаниях к канону вмч. Феодору сказано на 4 (без ирмосов). Без ирмосов — это ирмос не входит в количество т.е. на 4 без учета ирмоса; или ирмоса не поются? Спасибо!
Особенности богослужения бденному святому (или храмовому) в предпразднство почти полностью сходны с особенностями периода попразднства.
Устав службы бденному святому можно посмотреть в Общей Минеи в главе «О святем, имущем бдение или полиелей, в предпразднствах или попразднствах, кроме недели»). Также такой вариант рассматривается в 22-й храмовой главе Типикона.
Такого молебна нет. В Всемирный день памяти жертв дорожно-транспортных происшествий служится молебен о здравии с добавлением прошения: «от ран исцелении всех в дорожно-транспортных происшествиях ураненных и пострадавших». Также служится заупокойная лития о всех погибших в ДТП.
Здравствуйте! Сердечно благодарен Вам за Ваш сайт! Одно маленькое замечание, примите, пожалуйста: каким гласом поется задостойник? У Вас, к сожалению, не указано. Из других источников- глас 8.
Здравствуйте, Андрей!
Задостойник это ирмос девятой песни канона. Каждый канон имеет свой глас, на который он и поется. В данном случае это глас 8-й.
Благодарю Вас за отзыв. В ближайшее время постараюсь поставить гласы задостойников.
Добрый вечер, Андрей! Для «особо одаренных» нужно еще разъяснение)) В 12 главе Типикона дано объяснение как подбирать тропари на входе. Я правильно поняла, что в храме святого к службе мч. Иакинфа берем «Апостоли, мученицы…», тропарь мученика, кондак мученика, \»Слава\», «Со святыми упокой…», \» И ныне\», «Яко начатки естества…»?? Простите, и спасибо за ваши комментарии!
Добрый день! На 16 июля служба Мч. Иакинфа. Свт. Василия, еп. Рязанского. Блгвв. кнн. Василия и Константина Ярославских. Подскажите, пожалуйста, на какие источники еще можно «опереться»))) Типикон, апостол… Сомневаюсь по поводу Богородичных, где какие брать, с ними не разобралась. И каноны по Типикону брать? 2 Октоиха и мученика?
Здравствуйте, Елена!
Чтобы составить службу на 16 июля нам следует учесть, что этот день выпадает на субботу, который имеет свои особенности. Для составления последования в Типиконе выбираем 12 главу «О службе субботней: о вечерни, о утрени и о литургии егда поем Бог Господь» и находим все что нам нужно. Для примера возмем службу мч. Иакинфа без праздничного знака с учетом субботы.
1. «Господи воззвах» стихиры Минеи на 6-ть. «Славы» святого нет. Поэтому «Слава и ныне» — Богородичен 1-й настоящего гласа. Это Богородичен, который пелся в прошедшую Неделю (в нашем случае 3-го гласа) «Како не дивимся…». Найти его можно в 1-м приложении «Богорордичны воскресны…» в конце Минеи или наряду в Октоихе.
2. На стиховне стихиры Октоиха, глас 3-й (мученичны с «Господи воззвах»: «Велия Креста Твоего, Господи сила…», «Велия мученик Твоих, Христе, сила…» и «Пророцы, и апостоли Христовы», припевы обычные со стиховны (Часослов). «Слава и ныне» — Богородичен, глас 3-й: «В женах святая Богородице Мати…» (см. в стихирах на стиховне).
3. По Трисвятом тропарь мученика, глас 4-й. «Слава и ныне» — Богородичен, настоящего гласа. В нашем случае 3-го: «Тя ходатайствовавшую…».Находим его в третьем приложении (для тропарей) «Отпустительныя воскресны осми гласов Богородичны».
4. На «Бог Господь» тропарь мученика, глас 4-й (дважды). «Слава и ныне» — Богородичен 1-й по гласу тропаря святого. Находим его тамже, в третьем приложении, только уже 4-го гласа: «Еже от века утаенное…».
5. Кафизмы обычные. Малые ектении есть. Седальны Октоиха.
6. Пение канонов зависит от того в честь кого храм. Устав пеня канонов находится в 11 главе Типикона «О канонах всея седмицы». В храме Господском и Богородичном – канон храма, святого и 1-й Октоиха (мученичен). В хаме святого – кнон святого, храма и 1-й Октоиха. По 3-й и 6-й песне все из Минеи.
7. На стиховне все стихиры из Октоиха. Они берутся из числа стихир на хвалитех – «Святых мученик память…», «Царей и мучителей…»и «Силы святых ангел…». «Славы» святого нет. Поэтому Богородичен тамже: «Без семени зачала…».
8. По Трисвятом – тропарь мученика, 4-го гласа. «Слава и ныне» — Богородичен по гласу тропаря от меньших. Находим его в 4-м приложении: Богородичны отпустительныя по тропарех святых, поемыя во все лето…». Берем 4 глас, далее «в пяток вечера и в субботу на Бог Господь» и смотрим «в конец утрени»: «Тя величаем, Богородице, вопиюще: Ты еси купина…» В этом месте он сокращен, но чуть выше он приводится полностью.
Вот и все, что касается Богородичных и канона на данной службе. «Опирался» на Типикон, Октоих и Минею))).
Елена, если у вас будет служиться другому святому или нескольким, то Вы можете воспользоваться таблицами находящихся на сайте в разделе «Богослужебный устав». http://diak.ortox.ru/bogosluzhebnyjj_ustav/view/id/1108044 Там приводится порядок совершения богослужения одному святому, но есть и поправки для двух святых, а также субботней службы.
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, как петь задостойник Троицы. В нотах нет припева «Апо́столи, соше́ствие Уте́шителя зря́ще, удиви́шася, / ка́ко в ви́де о́гненных язы́к яви́ся Дух Святы́й.» В некоторых текстах задостойника Пятидесятницы присутствуют эти слова. Петь их или не петь? И каким гласом\напевом?
Здравствуйте, Елена!
В Уставе нет припева к задостойнику Пятидесятницы. Но существуют традиции, где он берется по аналогии 9 песни канона. Петь его или не петь зависит от решения регента или настоятеля храма. В современной богослужебной практике оба варианта считаются приемлемы.
Каким гласом или напевом? Все зависит от состава хора и его возможностей. Существует множество вариантов исполнения для разных хоров и в разных тональностях. Для примера приведу простой вариант исполнения: https://disk.yandex.ru/i/sEBhB4KoF48sRQ
Здравствуйте. Я составляю службы в электронном виде и очень нужны книги Минея и Октоих в текстовом формате для копирования текста. Не подскажите где можно скачать их?
Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, как возможно сконвертировать минеи годовые формата » Дежа вю» в формат doc. Дело в том , что в электронных версиях миней существуют расхождения в знаках препинания, заглавных букв и разделений. ( Надеюсь, что правильно сформулировал вопрос) Божией помощи вам!
Здравствуйте Виктор.
Качество такой конвертации очень низкое. Проблема распознавание текста и шрифта. Попробуйте бесплатный онлайн конвертер http://convertfileonline.com/Ru/
Огромное спасибо за размещенные материалы! Я читаю в Храме уже 11 лет, и мне эти книги необходимы как воздух: чтобы читать до служб, чтобы лучше ориентироваться и лучше понимать на службах, чтобы читать и молиться дома. Эти книги необходимы всем, кто служит на клиросе, всем, кто хочет молиться Богу всем сердцем. Вы сделали огромное дело, что разместили эти книги для открытого доступа.
Но, к сожалению, не все знают об этом доступе. Если есть возможность, то прошу Вас сделать информацию на портале «Православие.ру», а также разослать простое информативное письмо на электронную почту епархий и митрополий, чтобы они оповестили об этом электрон доступе клироссных певчих и чтецов своих храмов. Это очень важно!
Еще раз БЛАГОДАРЮ! Дай Вам и всем за кого молиться Ваше сердце Бог здоровья!
Добрый день . Есть ли возможность скачать только таблицы по видам служб и их составу. Спаси Господи
Здравствуйте, Виктор.
Интересующие Вас таблицы я загрузил на Яндекс Диск. Вот ссылка: https://disk.yandex.ru/d/RS3V3gaMl2NDDg
Добрый день! Подскажите, пожалуйста, где можно найти службу Владимирским новомученикам. Есть ли вообще такая служба? Заранее благодарю!
Здравствуйте, Валентина!
Отдельной службы Собору новомученикам Владимирским нет.
Здравствуйте! Можно на Вашем сайте как-то скачать полунощницу воскресную 8-ми гласов? Заранее благодарю!
Здравствуйте!
Скачать полунощницу Вы можете по ссылке https://disk.yandex.ru/i/r4jbO3aneYDz7A
Какого цвета облачение в алтаре на Троицкую субботу?
Цвет облачения на Троицкую родительскую субботу — белый. Вечером перед всенощным бдением меняется на зеленый.
Здравствуйте. Скажите пожалуйста как правильно читается слово ангелы (в смысле темные духи) — АНГЕЛЫ или АГГЕЛЫ?
Здравствуйте, Елена!
В церковнославянском языке в отношении падших ангелов следует читать «аггел».
Здравствуйте! Простите, м.б. подскажите, как служить вечерню в пяток вечера, если не совершается Литургия Преждеосвященных Даров? На «господи воззвах» Вы говорили, где взять стихиры, а стиховны откуда можно заимствовать?
Здравствуйте, Людмила.
Устав в таком случае дает следующие указания: «Аще ли несть преждесвященныя:…На стиховне самогласен Триоди, дважды [писан на Господи воззвах…], и мучениченъ по гласу его от Октоиха. Припевы же глаголем обычныя: Къ Тебе возведохъ…».
Следовательно, самогласен Триоди, далее с Октоиха (субботы) этого гласа берем мученичен (обычно с хвалитных стихир).
Добрый день. Скажите пожалуйста какого цвета облачение в этом году на Благовещение? В этот день и Крестопоклонная
Здравствуйте, Леонид. В Уставе ничего не говорится о цвете облачений. По традиции оно должно быть фиолетовым или темно-бордовым, так как праздники в честь Господа выше Богородичных.
А подобны откуда взять? Там ведь в этот вечер пятка только самогласен, который можно повторить.
Простите, Людмила, не внимательно прочитал вопрос. Ответ был дан для среды.
В пятницу первые три стихиры берутся мученикам с «Господи воззвах» Октоиха. Богородичен – догматик настоящего гласа.
Скажите, просьба, как читаются стихиры на «Господи воззвах» в пяток вечера, если не совершается литургия Преждеосвященных Даров?
Здравствуйте, Людмила!
Стихиры на 6: подобны Триоди – 3 и Минеи – 3. «Слава, и ныне» – Богородичен, по гласу Минеи.
Аndreyx! Благодарю Вас за ответ.
Во славу Божию, Людмила!
Доброй ночи! Подскажите, просьба, о чтении на повечерии тропарей и кондаков в наступивший подготовительный период к Великому Посту. Читаются обычным порядком или кондак текущей подготовительной недели вместо тропарей?
Здравствуйте, Людмила!
На повечерии все читается, как обычно, без изменений.
Что такое Кафисма
Здравствуйте, Ирина!
Книга Псалтирь делится на 20 частей (глав). Каждая из таких частей называется кафизмой (или кафисмой).
Освещают соль в храме на сретение?раздают ее прихожанам?
Здравствуйте, Ирина.
В Православной церкви нет такого чина, как освящение соли.
Добрый день! Подскажите, пожалуйста, как правильно поступить. Хотим причастить младенца, но переживаю, что всю службу он не сможет спокойно себя вести. Божией Вам помощи!
Добрый день, Наталья!
К сожалению, Вы не указали возраст ребенка, поэтому отвечу в общих чертах.
С младенцем до трех лет разрешается приходить непосредственно к причастию. О времени совершения Таинства нужно узнать в храме, где Вы хотите причастить ребенка.
Детей постарше необходимо постепенно приучать к молитве в храме. К причастию следует приходить заранее, в зависимости от того, как долго ребенок может побыть на литургии и не мешать богослужению. Если он шумит и причиняет беспокойство молящимся в храме, нужно выйти в притвор или на улицу, пока он не успокоится.
К семи годам ребенок должен присутствовать на всей литургии, исповедоваться и причащаться самостоятельно.
Здравствуйте, подскажите, где найти текст общей службы благо верному князю?
Здравствуйте, Людмила!
Такой службы в богослужебных книгах и у меня нет. Ее можно заказать лишь в интернет магазине. Например, здесь: http://www.kifaspb.ru/book/3207
Как правильно поступить со священником, который распоряжается общей церковной кассой в своих личных корыстных целях, обижает многодетные семьи, способствует врунам и преступникам и высокомерит. И куда идти женщине с детьми, которую притесняют в сговоре такие священнослужители, если церковь одна поблизости?
Благодарю за ответ
Здравствуйте, Наталья!
Если все, что вы пишите, правда и это происходит на вашем приходе, то следует обратиться к правящему архиерею. Он Вас выслушает и примет меры. Часы приема, телефон и всю остальную информацию Вы можете узнать на сайте вашей епархии.
Здравствуйте! Подскажите пожалуйста, купила книжечку «Последование панихиды», а в ней есть все возгласы диакона на ектениях. Можно ли мирянину все возгласы как есть произносить или надо изменять как-то в конце. Например: О оставлении согрешений, во блаженней памяти преставльшихся, Господи помилуй! Самое главное, как можно в богослужебной практике для мирян. Спаси Вас Господи за сайт!
Здравствуйте, Христина!
При пении панихиды дома тексты предназначенные для священника и дьякона мирянами не читаются. Они заменяются другими молитвословиями.
Например:
1. Вместо возгласа «Благословен Бог наш…», произносится «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас. Аминь».
2. Вместо ектении «Миром Господу помолимся», произносится 12 раз Господи помилуй. Слава и ныне.
3. Вместо ектении «Паки и паки миром Господу помолимся» и молитвы «Боже духов, и всякой плоти…», следует проезнести 40 раз Господи помилуй и читать молитву «Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго, преставльшыяся рабы Твоя ( или: раба Твоего (имя), или: рабу Твою (имя), и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи и потребляяй неправды, ослаби, остави, прости…».
4. Также читается и после тропарей «Со духи праведных скончавшихся…», вместо ектении «Помилуй нас Боже, по велицей милости Твоей…».
Окончание панихиды.
«Честнейшую Херувим, и Славнейшую без сравнения Серафим…».
Слава, и ныне.
Господи, помилуй, трижды. Господи, благослови.
И отпуст:
«Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матери, преподобных и богоносных отец наших и всех святых, помилуй и упокой душы усопшых раб Твоих (имена), ( или: душу усопшаго раба Твоего (имя), или: душу усопшей рабы Твоея (имя),в безконечныя веки, яко Благ и Человеколюбец. Аминь».
Далее произносим, также меняя текст в зависимости за кого молимся ( за многих, или за одного(одну):
«Рабом Божиим преставльшимся, имже и поминание творим, и всем православным христианом, вечная память». Трижды.
Здравствуйте, подскажите, пожалуйста, на крестном ходе на праздник Рождества Богородицы поется тропарь праздника или тропарь храма, спасибо.
Здравствуйте, Ольга!
На крестном ходе поется тропарь праздника Рождества Богородицы!
Спасибо большое за сайт!! Великое дело делаете, доброе! А то у регента, которая вызывалась учить регентскому делу, с искажением и злобой отвечает , когда спрашиваешь по нескольку раз. А у вас все понятно и с добротой! Храни Вас Бог.
Во славу Божию, Александр! Благодарю за отзыв. Божией Вам помощи!
Добрый день, подскажите пожалуйста. На полиелейных службах часто читается канон Богородице. Мы часто берем из канона молебного Пресвятой Богородице. Или Из службы Борису и Глебу, там в минее есть канон Богородице. А как правильно?
Здравствуйте, Татьяна!
У святых, имеющих полиелей, канон Богородицы иногда находится в Минее в составе службы (на ряду), в таком случае поется этот канон. Если его в службе нет, то он заимствуется из Часослова (Молебный канон, глас 8-й: «Воду прошед…»)или же из дополнительной части Октоиха (Канон молебный ко Пресвятой Богородице изрядный, глас 8-й: «Колесницегонителя фараона…»).
На воскресной службе 3,4,5 седмиц по Пасхе поют стихиры Пасхи на стиховне.После воскресной стихиры стих :Да воскреснет Бог..»канонарится или поет все сам хор как в сам праздник Пасхи?
Устав не дает точных указаний на этот счет в эти дни. В богослужебной практике стихиры Пасхи принято петь со стихами, как и в первый день праздника.
Христос Воскресе! Скажите пожалуйста, правильно ли мы поем во время причастия прихожан на клиросе- Христос Воскресе, во всю Светлую седмицу и продолжаем петь также до отдания. Или петь только в Светлую седмицу, а потом — тело Христово. В богослужебных указаниях об этом ничего не написано. Может это традиция? И как правильно? Спасибо заранее за ответ. С уважением, Татьяна.
Воистину воскресе Христос!
Устав не дает никаких указаний на пение тропаря Пасхи во время причащения мирян ни в сам праздник, ни после. «Христос воскресе…» (единожды) поется лишь вместо «Благословен Грядый во имя Господне…» и «Видехом Свет Истинный…», до причащения и по завершении его. Об этом говорят и богослужебные указания. Следовательно, пение тропаря является традицией.
Здравствуйте, команда сайта Псаломщик! Мой вопрос не касается ведения псаломщиков, но имеет отношение к Пасхальному богослужению. Подскажите пожалуйста, во время пения канона Пасхи на Светлой седмице, на каких песнях совершается каждение согласно устава?
Здравствуйте!
Устав не дает никаких особых указаний о каждении на каноне в течении Светлой седмицы. Если не брать во внимании традиций, то оно должно совершаться только на 9-й песне.
Добрый день! Два вопроса по сегодняшней службе. Блаженны по скору, прибавляется ли Помяни нас… к каждому стиху? И конец изобразительных после поклонов сразу молитва «Всесвятая Троице» или Трисвятое? Спаси Господи за ваши труды!
Здравствуйте,Павел!
1. «Помяни нас…» прочитываются также поскору, без поклонов.
2. Трисвятое не читается, сразу молитва «Всесвятая Троице…».
Здравствуйте, Добрый день! Подскажите пожалуйста,читают акафист за один раз или нет в акафистную субботу
Здравствуйте, Виктор!
Акафист разбит на несколько частей, которые прочитываются в течение службы.
Добрый день. Вопрос был о вечерней в пятницу, стихир в триоде нет, какие можно прочитать?
Добрый день, Павел!
Ответ на Ваш вопрос можно посмотреть в Типиконе, выдержку привожу ниже со своим комментарием.
«В пяток 2-я седмицы вечера,
Стихословим кафисму, Ко Господу внегда скорбети ми: И по коемждо антифоне, творит иерей ектению малую. И поем Господи воззвах, во глас самогласна триоди. И прочая служба вечера, и литургии преждесвященныя, якоже изъявися в среду и пяток мимошедшия седмицы.
[Зри] Аще ли не будет преждесвященныя, по обычной кафисме, поем Господи воззвах, во глас октоиха, и стихиры на 6: мученичны гласа три: и минеи святаго подобны 3. Слава, святаго, аще есть: Аще ли ни, Слава, мертвен дамаскиновых октоиха. И ныне, богородичен 1-й гласа. На стиховне триоди самогласен дне, дважды*: и мученичен, в тойже глас: писаны на Господи воззвах. Слава, и ныне, богородичен, в тойже глас. Ныне отпущаеши: Трисвятое. Тропарь: Апостоли, мученцы и пророцы: Слава, Помяни Господи: И ныне, богородичен, Мати святая: Таже, ектениа: Помилуй нас Боже: и поклоны 3 великия, и молитва: Всесвятая Троице: Буди имя Господне: и псалом, Благословлю Господа: и отпуст».
* Этот самогласен берется из Триоди с «Господи воззвах».
одскажите тогда ещё, если тогда служить вечернюю в пятницу без литургии, где брать стихиры на стиховне, и еще, служим тогда без входа? Спаси Господи!
Входа нет. Стихиры на стиховне Триоди, «Слава» — Предтечи, «И ныне» — Богородичен по гласу «Славы».
Добрый день! Подскажите пожалуйста, служба Предтечи по указаниям начинается с великого повечерия, не правильно ли было бы начинать с вечерней, но без литургия если накануне литургия не служилась. Спаси Господи!
Здравствуйте, Павел!
По указаниям служба Предтечи начинается, как и положено с вечерни. Просто порядок ее совершения с Литургией Преждеосвященных Даров приведен накануне в среду. Устав не запрещает совершать вечерню отдельно от Литургии, если по каким либо причинам она не служится.
Доброго дня! Настоятель благословил служить вечернюю в первое воскресенье поста с акафистом Страстям Христовым. Как это можно реализовать? Спасибо!
Здравствуйте, Павел!
Начнем с того, что в Уставе ничего подобного нет. Поэтому, чтобы ничего не выдумывать своего, остается только прибегнуть к документу принятому на заседании Священного Синода 30 мая 2019 года — «Пассия как элемент богослужения Русской Православной Церкви». В приложении к данному документу находим порядок совершение пассии с акафистом в составе вечерни и убираем все те элементы богослужения, которые не касаются пения акафиста.
Ссылка на этот документ: http://www.patriarchia.ru/db/text/5444790.html
Здравствуйте. Подскажите , пожалуйста,по уставу великопостный напев ( ектении, слава и ныне по кафизме и т. д)в пятницу вечером (не на вечерни , а именно вечером) отменяется?
Здравствуйте, Инна!
С вечера пятницы начиная с великого повечерия, утрени и т.д. и до вечерни в воскресение (до «Сподоби Господи») великопостный напев отменяется.
Добрый день! В указаниях к канону вмч. Феодору сказано на 4 (без ирмосов). Без ирмосов — это ирмос не входит в количество т.е. на 4 без учета ирмоса; или ирмоса не поются? Спасибо!
Здравствуйте, Павел!
Ирмосы в этом каноне не поются.
Здравствуйте. Будьте добры, молитвы иконам Пресвятой Богородице Оковецкая Ржевская , Избавление от бед страждущим. Благодарю.
Здравствуйте, Оксана!
Хорошо, в ближайшее время выполню Вашу просьбу.
Будьте добры добавьте акафист и молитву великомученице Ксении Пелопонесской. Благодарю. Спаси Господи.
Оксана, постараюсь в ближайшее время выполнить Вашу просьбу.
Добрый день!
По какой главе Типикона совершается служба храмового святого в период предпразднства?
Особенности богослужения бденному святому (или храмовому) в предпразднство почти полностью сходны с особенностями периода попразднства.
Устав службы бденному святому можно посмотреть в Общей Минеи в главе «О святем, имущем бдение или полиелей, в предпразднствах или попразднствах, кроме недели»). Также такой вариант рассматривается в 22-й храмовой главе Типикона.
Скажите, молебен о жертвах ДТП есть?
Такого молебна нет. В Всемирный день памяти жертв дорожно-транспортных происшествий служится молебен о здравии с добавлением прошения: «от ран исцелении всех в дорожно-транспортных происшествиях ураненных и пострадавших». Также служится заупокойная лития о всех погибших в ДТП.
Здравствуйте! Сердечно благодарен Вам за Ваш сайт! Одно маленькое замечание, примите, пожалуйста: каким гласом поется задостойник? У Вас, к сожалению, не указано. Из других источников- глас 8.
Здравствуйте, Андрей!
Задостойник это ирмос девятой песни канона. Каждый канон имеет свой глас, на который он и поется. В данном случае это глас 8-й.
Благодарю Вас за отзыв. В ближайшее время постараюсь поставить гласы задостойников.
МОЖНО ЛИ ЧИТАТЬ АКАФИСТЫ ОТРЫВКАМИ? ИЛИ ИХ НАДО ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ?
Правила чтения акафиста на домашнем правиле нет. Если Вы видите в этом смысл, и это приносит вам духовную пользу, то можете читать акафист частями.
Исправьте в январе за 2023г.
Стоит везде 2022г!
С 1-го числа начинается ошибка:
Богослужебные указания за 1 января 2022 года
Здравствуйте, Марина!
Благодарю за подсказку. Опечатка исправлена.
Добрый вечер, Андрей! Для «особо одаренных» нужно еще разъяснение)) В 12 главе Типикона дано объяснение как подбирать тропари на входе. Я правильно поняла, что в храме святого к службе мч. Иакинфа берем «Апостоли, мученицы…», тропарь мученика, кондак мученика, \»Слава\», «Со святыми упокой…», \» И ныне\», «Яко начатки естества…»?? Простите, и спасибо за ваши комментарии!
Здравствуйте, Елена!
Да, все верно. Святому храма тропарь и кондак в субботу не полагаются.
Андрей, простите, только что увидела ваш ответ на мой вопрос)) Обьяснили все предельно просто и понятно, спасибо огромное!
Здравствуйте, Елена!
Во славу Божию!
Здравствуйте, Андрей) Нашла на Азбуке Вседневное последование вечерни и утрени и, кажется, разобралась…
Добрый день! На 16 июля служба Мч. Иакинфа. Свт. Василия, еп. Рязанского. Блгвв. кнн. Василия и Константина Ярославских. Подскажите, пожалуйста, на какие источники еще можно «опереться»))) Типикон, апостол… Сомневаюсь по поводу Богородичных, где какие брать, с ними не разобралась. И каноны по Типикону брать? 2 Октоиха и мученика?
Здравствуйте, Елена!
Чтобы составить службу на 16 июля нам следует учесть, что этот день выпадает на субботу, который имеет свои особенности. Для составления последования в Типиконе выбираем 12 главу «О службе субботней: о вечерни, о утрени и о литургии егда поем Бог Господь» и находим все что нам нужно. Для примера возмем службу мч. Иакинфа без праздничного знака с учетом субботы.
1. «Господи воззвах» стихиры Минеи на 6-ть. «Славы» святого нет. Поэтому «Слава и ныне» — Богородичен 1-й настоящего гласа. Это Богородичен, который пелся в прошедшую Неделю (в нашем случае 3-го гласа) «Како не дивимся…». Найти его можно в 1-м приложении «Богорордичны воскресны…» в конце Минеи или наряду в Октоихе.
2. На стиховне стихиры Октоиха, глас 3-й (мученичны с «Господи воззвах»: «Велия Креста Твоего, Господи сила…», «Велия мученик Твоих, Христе, сила…» и «Пророцы, и апостоли Христовы», припевы обычные со стиховны (Часослов). «Слава и ныне» — Богородичен, глас 3-й: «В женах святая Богородице Мати…» (см. в стихирах на стиховне).
3. По Трисвятом тропарь мученика, глас 4-й. «Слава и ныне» — Богородичен, настоящего гласа. В нашем случае 3-го: «Тя ходатайствовавшую…».Находим его в третьем приложении (для тропарей) «Отпустительныя воскресны осми гласов Богородичны».
4. На «Бог Господь» тропарь мученика, глас 4-й (дважды). «Слава и ныне» — Богородичен 1-й по гласу тропаря святого. Находим его тамже, в третьем приложении, только уже 4-го гласа: «Еже от века утаенное…».
5. Кафизмы обычные. Малые ектении есть. Седальны Октоиха.
6. Пение канонов зависит от того в честь кого храм. Устав пеня канонов находится в 11 главе Типикона «О канонах всея седмицы». В храме Господском и Богородичном – канон храма, святого и 1-й Октоиха (мученичен). В хаме святого – кнон святого, храма и 1-й Октоиха. По 3-й и 6-й песне все из Минеи.
7. На стиховне все стихиры из Октоиха. Они берутся из числа стихир на хвалитех – «Святых мученик память…», «Царей и мучителей…»и «Силы святых ангел…». «Славы» святого нет. Поэтому Богородичен тамже: «Без семени зачала…».
8. По Трисвятом – тропарь мученика, 4-го гласа. «Слава и ныне» — Богородичен по гласу тропаря от меньших. Находим его в 4-м приложении: Богородичны отпустительныя по тропарех святых, поемыя во все лето…». Берем 4 глас, далее «в пяток вечера и в субботу на Бог Господь» и смотрим «в конец утрени»: «Тя величаем, Богородице, вопиюще: Ты еси купина…» В этом месте он сокращен, но чуть выше он приводится полностью.
Вот и все, что касается Богородичных и канона на данной службе. «Опирался» на Типикон, Октоих и Минею))).
Елена, если у вас будет служиться другому святому или нескольким, то Вы можете воспользоваться таблицами находящихся на сайте в разделе «Богослужебный устав». http://diak.ortox.ru/bogosluzhebnyjj_ustav/view/id/1108044 Там приводится порядок совершения богослужения одному святому, но есть и поправки для двух святых, а также субботней службы.
Спаси Господи!
Во славу Божию, Елена!
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, как петь задостойник Троицы. В нотах нет припева «Апо́столи, соше́ствие Уте́шителя зря́ще, удиви́шася, / ка́ко в ви́де о́гненных язы́к яви́ся Дух Святы́й.» В некоторых текстах задостойника Пятидесятницы присутствуют эти слова. Петь их или не петь? И каким гласом\напевом?
Здравствуйте, Елена!
В Уставе нет припева к задостойнику Пятидесятницы. Но существуют традиции, где он берется по аналогии 9 песни канона. Петь его или не петь зависит от решения регента или настоятеля храма. В современной богослужебной практике оба варианта считаются приемлемы.
Каким гласом или напевом? Все зависит от состава хора и его возможностей. Существует множество вариантов исполнения для разных хоров и в разных тональностях. Для примера приведу простой вариант исполнения:
https://disk.yandex.ru/i/sEBhB4KoF48sRQ
Здравствуйте! У Вас нельзя скачать учебный часослов с подстрочным русским переводом и выделенными ключевыми словами?
Здравствуйте, Елисавета!
К сожалению, такой книги у меня нет.
Здравствуйте, Андрей! Можно скачать на Вашем сайте Псалтирь? Спасибо.
Здравствуйте, Александр!
На данный момент это можно сделать в разделе Богослужебные книги.
Здравствуйте. Я составляю службы в электронном виде и очень нужны книги Минея и Октоих в текстовом формате для копирования текста. Не подскажите где можно скачать их?
Здравствуйте.
К сожалению я не знаю.
Библиотека ЦС в play market
Спаси Господь за труд!
Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, как возможно сконвертировать минеи годовые формата » Дежа вю» в формат doc. Дело в том , что в электронных версиях миней существуют расхождения в знаках препинания, заглавных букв и разделений. ( Надеюсь, что правильно сформулировал вопрос) Божией помощи вам!
Здравствуйте Виктор.
Качество такой конвертации очень низкое. Проблема распознавание текста и шрифта. Попробуйте бесплатный онлайн конвертер http://convertfileonline.com/Ru/
Огромное спасибо за размещенные материалы! Я читаю в Храме уже 11 лет, и мне эти книги необходимы как воздух: чтобы читать до служб, чтобы лучше ориентироваться и лучше понимать на службах, чтобы читать и молиться дома. Эти книги необходимы всем, кто служит на клиросе, всем, кто хочет молиться Богу всем сердцем. Вы сделали огромное дело, что разместили эти книги для открытого доступа.
Но, к сожалению, не все знают об этом доступе. Если есть возможность, то прошу Вас сделать информацию на портале «Православие.ру», а также разослать простое информативное письмо на электронную почту епархий и митрополий, чтобы они оповестили об этом электрон доступе клироссных певчих и чтецов своих храмов. Это очень важно!
Еще раз БЛАГОДАРЮ! Дай Вам и всем за кого молиться Ваше сердце Бог здоровья!
Благодарю, Наталья, за Ваш отзыв. Сейчас много появляется сайтов, где размещаются богослужебные материалы. Сайт Псаломщик не одинок.